Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.
В литературе этот возраст обозначается разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины.
Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения получается такой человек с телом взрослого, с головой ребенка. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, с эротическим уклоном, острый сексуальный интерес. Во время смены интересов есть момент, когда, кажется, что у подростка вообще отсутствует, какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством Л.Толстой называет ее "пустыней отрочества".
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Типичные школьные фобии, которые исчезли к 10-11годам, в 14-15 теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Основная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, мы сами должны понять происходящие с ним процессы. Природа устроила так, что до 10 лет у ребенка нет критики родителей. И родители в этот период авторитетны для ребенка и дают ребенку образ жизни. Затем у ребенка созревают когнитивные функции (функции абстрактного, логического мышления, памяти, внимания) и с 10 лет начинается развитие волевой сферы. С 12 лет - начало полового созревания, начало отношений с противоположным полом. В то же время происходит погружение в себя, развитие абстрактного логического мышления. В 12-14 лет происходит осознание конечности бытия. Начинают интересовать проблемы смерти, и в этот период возможен уход в секту, так там есть с кем поговорить. В 12-15 лет - строительство «Я» концепции - попытка познать самого себя, осознание себя как особенной личности, закладка собственных представлений, преддверие философии жизни. В это время дома ведет паразитический образ жизни (все известно, отрицание), это пройдет, но необходимо время и условие - не трогать. Он тут концепцию жизни строит, а мы к нему со своим мусором привязались. Из своего небольшого опыта, очень небольшого, (школа) - простраивает собственную программу и рождается активный преобразователь мира. Поведение его становится невыносимым - страдают учителя, родители - этим своим поведением познает границы дозволенного. Задача родителей - без скандала обозначать эти границы.
14-15 лет - смена друзей (так как сменилась и созревает система ценностей) он ищет людей, близких по духу, друзья уже не по географическому принципу, рядом с домом, а по интересам (это ребята в кружке, в секции, неформалы, туристы и т.д.) родителям необходимо знать с кем общается. Выделяют характерные для этого возраста реакции. Это природно обусловленные реакции и они будут всегда, но у каждого ребенка в разной степени выраженности.
- Реакция эмансипации.
- Реакция группирования со сверстниками.
- Реакция увлечений (хобби-реакция).
- Сексуальная реакция.
Реакция эмансипации - заявление и борьба за свободу и независимость.
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: Ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам (стучаться, когда входят в его комнату). В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. И у взрослых ценности разные (деньги, слава, творчество, семья, футбольный болельщик). Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов. Необходимо разговаривать с ребенком, чтобы успеть заложить эти ценности. А по статистике родители с ребенком разговаривают примерно 8-11 минут в день.
До 10 лет нет критики родителей, природа так устроила. С 10 лет начинает сопротивляться на проявление власти родителей (мой посуду - почему я?) и максимум в 12-13 лет - не буду! это норма, если моет до 17 лет - не норма. Наше родительское доминирование заканчивается, перестраиваемся на партнерские отношения - договариваемся о правилах совместного житья (до 10 лет - на дачу вприпрыжку, в 15 - не поеду. Послушай - я еду с 2-мя бабушками и дед с больными коленями, и дети - как же я без твоей помощи со всей этой молодежью все перекопаю). И это переход на новый уровень общения.
Подростковый возраст как возраст перерезки пуповины - пуповина рвется больно, и самое больное получается именно с тем человеком, с кем был ближе всего в детстве. Но это необходимость - это норма. Ребенку надо взрослеть и за маминой юбкой это сделать невозможно. Авторитет родителей в этом возрасте падает очень низко. Хорошо если у ребенка будет в это время значимый взрослый (тренер, руководитель кружка, друзья родителей, которые смогут направлять его в нужном направлении).
Задача родителей сделать ребенка успешным в школе - и помочь научиться учиться. Не заставлять, а мотивировать. Зеленое яблоко принудительно красным не станет.
Реакция группирования со сверстниками.
Эта реакция - это процесс в котором ребята познают свои позиции в обществе. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками, т.е. воспроизводятся между сверстниками те отношения, которые существуют среди взрослых людей. Ребенок познает социум и выбирает для себя социум со своими, очень жесткими правилами, которые нельзя нарушать и если он принял их, встроился - очень сложно вытащить. Отношения со сверстниками для ребенка более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи. Происходит формирование "Мы" - концепции. Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы - свои, они - чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу. Среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии, возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. В группе формируется своя субкультура (реперы, брейкданс, скинхеды). Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность т.е. податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено. Задача родителей - знать друзей, возможно выражение своего отношения к тому или иному человеку, без категорической критики общения с ним ребенка. Необходимо формировать среду безопасную и комфортную для ребенка (нет насилия). Формирование привязанности к месту, где проводится много времени (школа, дом и т.д.) ребенку должно быть комфортно. (Нельзя - если сейчас уйдешь - можешь не возвращаться, или он или я). Профилактика рискованных ситуаций.
Реакция увлечений (хобби-реакция) у подростка появляется множество новых интересов. Из них выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец - реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком. Т.е он пробует разные виды деятельности, выбирая свое. И в это же время появляется новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Задача родителей - формировать осознанность в том виде деятельности, в котором ребенок участвует (для чего учится, занимается спортом, ходит на дополнительное образование). Должна быть мотивация.
Аномалии личностного развития подростков
Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
Дети учатся на примерах, которые их окружают.
Если дети растут в обстановке критиканства - они учатся во всем искать недостатки.
Если дети растут в обстановке враждебности - они привыкают драться.
Если детей постоянно стыдить - у них появляется комплекс вины.
Если к детям относиться с терпимостью - они тоже буду терпимыми.
Если дети чувствуют поддержку - в них развивается уверенность.
Если дети видят благодарность - они сами учатся быть благодарными.
Если детей окружает справедливость - они тоже учатся быть справедливыми.
Если дети чувствуют себя в безопасности - они учатся доверять.
Если дети получают одобрение - они привыкают нравиться самим себе.
Если дети чувствуют дружеское отношение - они учатся находить в мире любовь.